Включение информационной и медийной грамотности в набор фундаментальных навыков означает, что сегодня работникам образования нужно понимать функции медиа и других поставщиков информации, уметь осуществлять поиск, оценку, создание новой информации и ее использование для достижения образовательных, личных, общественных, профессиональных целей. Исследования информационной грамотности, проводимые ЮНЕСКО, показали, что оценка надежности данных вызывает сложности у обучающихся даже в образовательной среде [1, с. 149].
«Информационная грамотность — это набор компетенций, необходимых для получения, понимания, оценки, адаптации, генерирования, хранения и представления информации, используемой для анализа проблем и принятия решения. Информационно грамотные люди обладают следующими базовыми навыками: критическое мышление, умение анализировать информацию и использовать ее для самовыражения, способность к независимому обучению, созданию информации, готовность быть информированным гражданином и профессионалом, участвовать в государственной деятельности и демократических процессах, протекающих в обществе» [2]. Подразумевается, что информационно грамотные люди должны уметь собирать, использовать, организовывать, синтезировать и создавать информацию и данные в соответствии с этическими стандартами.
Информационная грамотность подразумевает владение следующими навыками [2, с. 11—12]:
- — выявление и осознание информационных потребностей;
- — выявление источников информации;
- — определение местоположения или поиск информации;
- — анализ и оценка качества информации;
- — организация, хранение или архивирование информации;
- — использование информации в соответствии с этическими нормами;
- — создание и обмен новыми знаниями;
- — анализ и оценка содержания и объема найденной информации.
В связи с этим, медийная грамотность определяется как готовность к использованию ресурсов и возможностей глобальной медиасреды. Медийная грамотность включает культурные, этические, технологические, социальные аспекты. Медийная грамотность подразумевает формирование у обучающиеся навыков: формирования собственного мнения, личного самовыражения, активного информационного участия в социальных процессах, критической интерпретации знаний, безопасного использования медиа.
К составляющим медийной грамотности относят следующие компоненты [2]: эстетические и творческие навыки; интерактивные навыки; навыки критического анализа; навыки безопасности и управления.
Важным аспектом информационной грамотности является то, что она способствует реализации права человека на свободный доступ к незапрещенной информации, осуществлению коммуникации и самовыражению в информационном мире.
К критериям владения информационной грамотностью можно отнести способности [2], представленные в четырех группах:
- 1) получение и преобразование информации:
- — получать новую информацию об окружающем мире,
- — понимать влияние медиа и формы представления информации в них,
- — создавать информацию,
- — продолжать обучение на протяжении всей жизни;
- 2) оценка информации и творческое самовыражение:
- — мыслить критически,
- — принимать информированные и независимые решения,
- — использовать медиа для самовыражения и творчества;
- 3) осуществление коммуникации:
- — поддерживать публичный дискурс,
- — формировать чувство общности,
- — участвовать в жизни общества и глобальной информационной сети;
- 4) этические нормы и безопасность:
- — использовать медиа с учетом требований безопасности,
- — использовать медиа с учетом морально-этических норм.
Цифровая грамотность — рамочное понятие, объединяющее важные группы навыков: компьютерная грамотность включает и пользовательские, и специальные технические навыки в области компьютеров, ИКТ-грамотность включает коммуникационную составляющую как набор пользовательских навыков для использования сервисов и культурных предложений, которые поддерживаются компьютером и распределяются через Интернет, и информационную составляющую, которая сосредоточена на ключевых аспектах общества, основанного на знаниях: способности оптимальным образом находить, получать, выбирать, обрабатывать, передавать, создавать и использовать цифровую информацию [1, с. 150—151].
Как видно из определений информационной, медийной, цифровой грамотности, разработанных под эгидой ЮНЕСКО, в них большое внимание уделяется вопросам информационной безопасности личности. Так же с учетом вопросов информационной безопасности (использования киберпространства преступниками для знакомства с потенциальными жертвами, провоцирование негативных эмоций, вызывающих информационные перепалки, подтасовки фактов, фейки, вбросы компромата и многое другое) Шариковым А. В. разработана модель цифровой грамотности, которая основана на четырех основных содержательных полях, сгруппированных парами по принципу противопоставления и образующих биполярные семантические конструкты (технико-технологическое поле и социогуманитарное поле, поле возможностей и поле угроз), на основе которых выстраиваются компоненты цифровой грамотности: технико-технологические возможности; содержательно-коммуникативные возможности; технико-технологические угрозы; социопсихологические угрозы (рис. 1) [3, с. 92]. Данные поля делят плоскость на четыре части:
Рис. 1. Четырехкомпонентная модель цифровой грамотности
(по Шарикову А. В.)
Технико-технологические возможности представляют собой инструментальное расширения содержательно-коммуникативных возможностей человека при освоении цифровой среды, что создает предпосылки для реализации его креативного потенциала с использованием цифровых технологий.
Содержательно-коммуникативные возможности подразумевают медиатизированную коммуникацию от межличностного до массовых уровней, а также расширенные возможности создания и получения новых медиатекстов от других участников коммуникационных процессов, их восприятия и интерпретации.
Технико-технологические угрозы подразумевают безопасность используемых устройств и программного обеспечения, формировании знаний, умений навыков работы с инструментами, обеспечивающими такую безопасность. Социопсихологические угрозы включают социально-психологические и этические аспекты цифровой грамотности.
В рассмотренном контексте понятия цифровой грамотности дадим определение информационной безопасности.
Под информационной безопасностью будем понимать состояние, с одной стороны, гарантированной доступности социуму достоверной незапрещенной информации, необходимой для его устойчивого существования и развития, с другой — обеспеченности надежной защитой детей, личности, общества, государства, международного сообщества от несанкционированного доступа к конфиденциальной информации и защищенности от воздействия на них угроз, выступающих в форме организованных информационных потоков и направленных на деформацию их информационного пространства, общественного и индивидуального сознания.
Информационные источники и литература
- 1. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: монография / под ред. Б. Дендева — М. : ИИТО ЮНЕСКО, 2013. — 320 с.
- 2. Педагогические аспекты формирования медийной и информационной грамотности [Электронный ресурс] / С. Туоминен [и др.]. — М. : ИИТО ЮНЕСКО, 2012. — Режим доступа: http://iite.unesco.org/ pics/publications/ru/files/3214708.pdf (дата обращения: 30.09.2014).
- 3. Шариков, А. В. О четырехкомпонентной модели цифровой грамотности // Журнал исследований социальной политики. — 1 (14). — С. 87—98. Режим доступа: https://jsps.hse.ru/data/2016/03/15/ 1127665431/JISP_14_l_Sharikov.pdf.
https://studme.org/98949/pedagogika/informatsionnaya_gramotnost_rabotnikov_obrazovaniya